ГЛАВА 8 – ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ СЕБЯ

 

Приветствую вас и благослови вас Бог, дорогие друзья. Сегодня я хочу поговорить с вами о Маске или Идеализированном образе себя.

Боль – это часть человеческого опыта, начиная с рождения, которое уже является болезненным опытом для младенца. События, доставляющие радость тоже происходят, но знание и страх боли всегда присутствуют. Страх боли создает основную проблему. И основным противодействием, к которому прибегают люди, это ложная вера, что они смогут обойти несчастье, боль и даже смерть, создав Идеализированный образ себя.

Идеализированный образ себя – это предполагаемое средство для того, чтобы избежать несчастья. Несчастье автоматически лишает ребенка чувства безопасности, и его уверенность в себе уменьшается пропорционально несчастью, хотя это несчастье и нельзя объективно измерить. Например, то, с чем один человек может достаточно легко справиться, не ощущая это сильным несчастьем, человек с другим темпераментом и характером может воспринять как ужасное горе.

В любом случае несчастье и нехватка веры в себя взаимосвязаны. Но притворяясь тем, кем он не является, создавая Идеализированный образ себя, человек, таким образом, пытается восстановить счастье, безопасность и уверенность в себе.

В реальности, здоровая и истинная уверенность в себе дает человеку покой, ощущение безопасности, здоровую независимость, позволяет ему реализовать максимум счастья, помогая развитию его врожденных талантов, ведущих его к созидательной жизни и созданию плодотворных отношений с людьми. Но поскольку уверенность в себе, созданная с помощью Идеализированного Я искусственная, ее результаты оказываются далеки от ожиданий. На самом деле, ее результаты как раз таки противоположные и разочаровывающие, так как причинно-следственная связь остается для вас неизвестной.

Вам нужно осознать значение, результаты и вред, происходящие от создания Идеализированного Я, полностью распознать его существование, и конкретные способы, которыми оно проявляется в вашем случае. Это потребует хорошей работы, для которой нужна была вся предыдущая работа. Растворение Идеализированного Я, это единственный способ найти свое Настоящее Я, обрести настоящее спокойствие и самоуважение, и проживать свою жизнь в полной мере.

Ранее, иногда я уже использовал термин Маска. Маска и Идеализированный образ себя это одно и то же. Идеализированное Я прикрывает Настоящее Я. Оно притворяется тем, кем вы не являетесь.

Страх Боли и Наказания

Будучи ребенком, независимо от вашей специфической ситуации, в вас заложили установки о важности быть хорошим, святым, идеальным.  А когда вы не были таковым, вас так или иначе наказывали. Наверное, самым худшим было наказание, когда родители прекращали давать вам свое тепло, они гневались, и у вас было впечатление, что вас больше не любят. Не удивительно, что “плохость” стала ассоциироваться с наказанием и несчастьем, а “хорошесть” с вознаграждением и счастьем. Так быть “хорошим” и “идеальным” стало абсолютной необходимостью; это стало для вас вопросом жизни и смерти. И в то же время вы отлично знали, что не настолько хороши и идеальны, какими, как вам казалось, мир ожидает вас быть. Это должно быть скрыто и стало позорным секретом, и вы стали строить Ложное Я. Вы думали, это – ваша защита и средство достижения всего, чего вы отчаянно желали – жизни, счастья, безопасности и уверенности в себе. Осознание фальшивости этого переднего плана стало потихоньку затухать, но вы оказались и до сих пор являетесь пропитанными чувством вины от притворства кем-то, кем вы не являетесь. Вы стараетесь сильнее и сильнее стать этим Ложным Я, этим Идеализированным Я. Вы до сих пор убеждены, что если напряжетесь достаточно хорошо, однажды, вы станете этим Я. Но этот искусственный процесс втискивания-во-что-то-чем-вы-не-являетесь, никогда не достигнет настоящего самоулучшения, самоочищения и роста, потому что вы стали строить поддельное Я на ложном фундаменте и оставили свое Настоящее Я вне игры.

Моральная Маска Идеализированного Я

Идеализированный образ себя может принимать различные формы, и он не всегда диктует общепринятые стандарты совершенства. Да, очень часто, Идеализированное Я, предписывает высокие моральные стандарты и в таком случае сложнее поставить под вопрос его обоснованность. “Что плохого в том, чтобы хотеть всегда быть порядочным, любящим, понимающим, никогда не злиться, не иметь недостатков и стремиться к совершенству?” Такие мысли будут мешать вам обнаружить бессознательное поведение, отрицающее нынешнее несовершенство, гордыню и ваш недостаток скромности, не дающие вам принять себя таковым, какой вы есть сейчас. Ко всему этому, вам будет сложнее обнаружить притворство, с проистекающими из него стыдом, страхом разоблачения, скрытностью, напряженностью, виной и тревожностью. Потребуется некоторый прогресс в нашей работе перед тем, как вы научитесь чувствовать разницу между истинным желанием самосовершенствования ради роста и неистинными требованиями, наложенными на вас предписаниями вашего Идеализированного Я. Вы обнаружите глубоко запрятанный страх, утверждающий, что вашему миру настанет конец, если вы не будете соответствовать стандартам вашего Идеализированного Я. Вы обнаружите и научитесь чувствовать множество других аспектов и различий между Настоящим и Ненастоящим Я. А также, вы узнаете, что именно требует конкретно ваше Идеализированное Я.

В зависимости от жизненных условий, личности и ранних воздействий на человека, существуют также грани Идеализированного Я не попадающие в категорию хороших, этичных или моральных. Агрессивность, враждебность, гордыня, амбициозность превозносятся и идеализируются. По правде, такие негативные тенденции скрываются за всеми Идеализированными образами себя. Но они скрыты, а поскольку они абсолютно противоречат высоким моральным стандартам вашего Идеализированного Я, они привносят дополнительной тревоги, что однажды Идеализированное Я будет разоблачено, как подделка, которой оно и является. Человек, который превозносит такие негативные качества, веря, что они доказывают его силу, независимость, превосходство и обособленность, будет считать постыдной хорошесть другого человека, выставляемую на передний план другим Идеализированным Я. Он будет считать ее слабостью, уязвимостью и зависимостью. Такой человек совершенно не осознает, что ничего не делает человека более уязвимым чем гордыня, ни что не вызывает столько страха.

В большинстве случаев существует сочетание этих двух тенденций: чрезмерно требовательные моральные стандарты, которым невозможно соответствовать и гордыня своей неуязвимостью, обособленностью и превосходством.  Сосуществование этих взаимоисключающих тенденций представляет дополнительные трудности для психики. Необязательно даже говорить, что осознание этих противоречий будет отсутствовать, пока наша работа не достигнет некоторого прогресса.

Давайте взглянем на некоторые общие следствия существования Идеализированного Я и его проявлений. Поскольку стандарты и требования Идеализированного Я невозможно реализовать, и поскольку вы никогда не прекращаете свои попытки их выполнить, вы культивируете внутреннюю тиранию высшего порядка. Вы не осознаете невозможность бытия таким идеальным, каким этого требует от вас Идеализированное Я, и вы не перестаете бичевать себя и чувствовать себя полнейшим неудачником, когда подтверждается, что вы не можете соответствовать этим требованиям. В вас возникает чувство полнейшей никчемности, когда вы выпадаете из этих фантастических стандартов, и вас поглощает горе. Это ощущение несчастья может быть осознанным, но в большинстве случаев, оно не осознается.  Даже, если вы его осознаете, вы не понимаете его полное значение, невозможность того, чего вы от себя ожидаете. Когда вы пытаетесь скрыть свои реакции на свой собственный “провал”, вы используете специальные средства, чтобы их не видеть. Одно из самых распространенных средств – спроецировать вину за свой “провал” на окружающих, на жизнь. Чем больше вы пытаетесь идентифицироваться со своим Идеализированным образом себя, тем тяжелее будет разрушение иллюзий, когда жизнь повернется таким образом, что этот маскарад уже нельзя будет поддерживать. Личностный кризис многих основывается на этой дилемме, а не на внешних трудностях. Существование всех этих трудностей – доказательство, что вы, это не ваше Идеализированное Я, они крадут у вас всю эту ложную уверенность в себе, которую вы пытались установить с помощью создания Идеализированного Я.

Другие люди отлично понимают, что не могут идентифицироваться со своим Идеализированным Я. Но они не понимают этого здоровым образом. Они пребывают в отчаянье. Они верят, что должны ему соответствовать. Вся их жизнь пронизана чувством неудачи. А в предыдущем случае, человек соприкасается с этими чувствами, только когда внешние и внутренние обстоятельства достигают своего пика, показывая этот фантом Идеализированного Я тем, чем он на самом деле является – иллюзией, притворством, ложью.  Мы как будто говорим себе “Я знаю, что я несовершенен, но я заставлю себя и других поверить, что я совершенен.” Можно легко не замечать этой нечестности, рационализируя ее благочестивыми стандартами и целями, совестью и желанием быть хорошим.

Принятие себя

Истинное желание самосовершенствоваться ведет к принятию своей личности такой, какова она есть сейчас. Если эта основная предпосылка является вашей главной руководствующей силой вашей мотивации к совершенству, тогда любое обнаружение тех мест, где вы не соответствуете своим идеалам, не будет повергать вас в уныние, тревожность и вину, а наоборот будет усиливать вас. Вам не нужно будет преувеличивать свою “плохость”, также как и защищать себя от нее, находя себе объяснения в том, что это вина других, жизни или рока. Так вы обретете объективный взгляд на себя, и это видение освободит вас. Вы полностью возьмете ответственность за неправильное поведение, принимая его последствия. Когда вы действуете из своего Идеализированного Я, вы боитесь этого больше всего, так как принятие ответственности за свои изъяны и проступки на себя, равносильно вашему признанию: “Я – не являюсь Идеализированным Я.”

Внутренний Тиран

Чувства неудачи и разочарования, компульсивность, также как вина и стыд, наиболее ярко выраженные показатели, что работает ваше Идеализированное Я. Это осознаваемые эмоции среди всех чувств, которые находятся скрытыми внутри.

Идеализированное Я было создано, чтобы дать уверенность в себе и в конечном итоге счастье, наивысшее удовольствие. Но чем сильнее его присутствие, тем более истинная уверенность в себе испаряется. Поскольку вы не можете жить по его стандартам, вы начинаете думать о себе хуже, чем изначально. Становится очевидным, что установление истинной уверенности в себе возможно только когда вы уберете эту надстройку, этого беспощадного тирана – ваше Идеализированное Я.

Да, вы могли бы иметь эту уверенность в себе, если бы по-настоящему были Идеализированным Я и  соответствовали этим стандартам. Но поскольку это невозможно и поскольку в глубине, вы отлично знаете, что вы не являетесь тем, кем вы думаете должны бы быть, этим “супер Я”, вы создаете дополнительную неуверенность в себе, и последующие негативные циклы начинают свою работу. Изначальная неуверенность в себе, которая должна бы быть сброшена созданием Идеализированного Я, стабильно увеличивается.  Она растет как снежный ком. Чем больше неуверенности в себе вы чувствуете, тем более строгими становятся требования этой суперструктуры, Идеализированного Я, тем менее вы способны их воплощать, и тем еще более неуверенными вы себя чувствуете. Очень важно увидеть, как работает этот порочный круг. Но этого невозможно сделать, пока вы полностью не осознаете различные тонкие, окольные, бессознательные способы существования Идеализированного Я в вашем конкретном случае. Задайте себе вопрос, в каких конкретных областях оно проявляет себя. Какие причины и следствия с ним связаны?

Отчуждение от Настоящего Я

Существует более глубокое и резкое последствие этой проблемы, это постоянно увеличивающееся отчуждение от Настоящего я. Идеализированное Я – это фальшивка. Это жесткая, искусственно созданная имитация человеческого существа. Вы даже вложили в него много аспектов своего настоящего существа; тем не менее, оно остается искусственной надстройкой. Чем больше личности, энергии, мысленных процессов, концепций, идей и идеалов вы вкладываете в него, тем больше силы вы забираете из центра своего существа, которое единственно пригодно для роста. Центр вашего существа – это единственная часть вас, ваше Настоящее я, которое может жить, расти, быть и существовать. Это единственная часть, которая может должным образом направить вас. Она пластична и интуитивна. Только ее чувства истинны и достоверны, даже, если на данный момент они не чисты и совершенны. Но чувства Настоящего я, находятся в совершенстве, согласно тому, где вы находитесь сейчас и не могут быть другими. Чем больше вы забираете из этого жизненного центра, чтобы вложить в того робота, которого вы создали, тем более вы отчуждаетесь от Настоящего Я, ослабляете его и лишаете его силы.

В ходе выполнения этой внутренней работы, вы иногда подходите к этому озадачивающему и часто пугающему вопросу: “А кто я на самом деле?” Это результат несоответствия и борьбы между Настоящим и Ложным Я. Только по мере решения этого чрезвычайно жизненного и глубокого вопроса, ваш жизненный центр откликнется и начнет функционировать в полную силу, ваша интуиция начнет функционировать в полную силу, вы станете спонтанным, свободным от компульсий, вы начнете доверять своим чувствам, потому что у них будет возможность созреть и вырасти. Ваши чувства станут для вас такими же надежными, как ваш интеллект и способность логически мыслить.

Это последний этап нахождения себя настоящего. Но пока этого не случилось, нужно преодолеть еще множество преград. Вам кажется, что это битва за жизнь или смерть. Вы все еще верите, что вам необходимо Идеализированное Я, чтобы жить и быть счастливым. Однажды вы поймете, что это не так, и сможете отказаться от псевдо-защиты, которая делает культивацию и поддержание Идеализированного Я кажущимися такими необходимыми. Однажды вы поймете, что Идеализированное Я должно было решить конкретные проблемы в вашей жизни, но вышло за рамки необходимого для счастья, удовольствия и безопасности, вы увидите ошибочное убеждение, сокрытое в нем. Однажды вы пойдете еще дальше и осознаете вред, который Идеализированное Я принесло в вашу жизнь, и вы сбросите его, как ненужное бремя, которым оно и является. Никакая ваша убежденность, теория или слова, которые вы слышали, не заставят вас от него отказаться, но понимание того, что именно оно должно было решить и какой вред оно нанесло и продолжает наносить, позволит вам растворить этот паттерн всех паттернов.

Необязательно даже говорить, что вам также необходимо увидеть как можно более конкретно и в деталях, какие именно особые требования и стандарты вам присущи, их необоснованность и невозможность. Когда вы испытываете острое чувство тревожности или депрессии, учитывайте тот факт, что возможно, это ваше Идеализированное Я чувствует угрозу и то, что оно поставлено под вопрос – либо вашими собственными ограничениями, другими, либо самой жизнью. Найдите внутри презрение самого себя, которое скрывается за тревогой или депрессией. Когда вы бесконтрольно гневаетесь на кого-то, имейте в виду возможность того, что это может быть лишь внешним проявлением вашего гнева на самого себя за то, что вы не можете соответствовать стандартам вашего Ложного Я. Не дайте ему ускользнуть, используя оправдания депрессии или страха внешними проблемами. Рассматривайте эти вопросы в таком новом свете. Ваша личная, персональная работа поможет вам в этом направлении, но практически невозможно сделать все это в одиночестве. Только после того, как вы достигнете некого устойчивого прогресса в этой работе, вы сможете увидеть, что многие из этих внешних проблем являются прямым, либо косвенным результатом несоответствия между вашими возможностями и стандартами вашего Идеализированного Я, а также результатом того, как вы решаете этот конфликт.

По мере продвижения в этой фазе работы, вы начнете понимать особенную природу вашего Идеализированного Я: его требования, запросы относительно себя и других, для поддержания его иллюзии. Однажды, когда вы полностью увидите, что то, что вы считали достоинством – на самом деле является гордыней и претенциозностью, вы обретете наиболее значимое осознание, которое позволит вам значительно ослабить влияние вашего Идеализированного Я. Тогда и только тогда, вы осознаете все то самобичевание, которое вы причиняете себе. Как только вы выпадаете из его стандартов, что неизбежно, вы чувствуете нетерпение и раздражение, а затем эти чувства могут перерасти в гнев и ненависть направленные на себя. Этот гнев и негодование часто проецируются на других, потому что слишком тяжело осознавать свою самоненависть  до тех пор, пока человек не раскроет для себя весь этот процесс и увидит все в истинном свете. Как бы там ни было, даже если эта ненависть выгружается на других, ее эффект на самого себя, все так же оказывает свое влияние и может стать причиной болезни, потерь, несчастного случая и прочих различных неудач.

Отказ от Идеализированного Я

Когда вы сделаете первые шаги в сторону отказа от Идеализированного Я, вы почувствуете, как никогда ранее освобождение. Затем вы по-настоящему переродитесь, и ваше настоящее я проявит себя. В этом я вы найдете покой и свой центр. Только тогда, вы по-настоящему начнете расти, не только в тех частях на поверхности, которые были свободны от диктаторства Идеализированного Я, но в каждой части своего существа. Это спровоцирует перемены во многих вещах. Первыми придут перемены в ваших реакциях на жизнь, себя и различные происшествия. Эти изменения в реакциях будут уже поразительны, но постепенно и другие вещи начнут изменяться. Преодоление своего Идеализированного Я означает преодоление важного аспекта дуальности жизни и смерти.

Сейчас, вы даже не осознаете давление своего Идеализированного Я, стыда, унижения, выставления напоказ, которых вы боитесь и иногда чувствуете, напряжения, стресса и своей компульсивности. Если иногда вам случайно удается уловить эти эмоции, вы пока еще не связываете их с фантастичными требованиями своего Идеализированного Я. Только когда вы полностью увидите эти фантастические ожидания и их часто противоречивые установки, вы сможете от них отказаться. Те первые проблески внутренней свободы, которые вы обретете таким образом, помогут вам взаимодействовать с жизнью и прочнее стоять на своих ногах. Вам не нужно будет так неистово держаться за свое Идеализированное Я. Эта внутренняя активность в виде держания, создает привычку держания за что-то в общем. Иногда это выражается во внешнем поведении, но чаще всего это внутреннее качество или поведение. По мере продвижения в этой новой фазе работы, вы начнете чувствовать эту внутреннюю напряженность, и постепенно осознаете тот вред, который она приносит. Она чрезвычайно усложняет переход через любые перемены, которые позволили бы жизни вывести на поверхность радость и дух жизненности. Вы замыкаете себя в себе и, таким образом, вы выступаете против жизни в одном из ее фундаментальных аспектов.

Слова недостаточны, вам необходимо больше чувствовать, что я имею в виду. Вы сразу почувствуете, что ослабили свое Идеализированное Я, когда полностью осознаете его функции, причины и следствия. Тогда вы обретете свободу и сможете отдать себя жизни, потому что вам больше не нужно будет что-либо скрывать от себя и от других. Вы сможете отдаться жизни без остатка, но не безрассудно и нездоровым образом, а здоровым образом, как природа отдает себя. Тогда и только тогда, вы узнаете истинную красоту бытия.

Нельзя подходить к этой самой важной части внутренней работы лишь с общей концепцией. Как обычно, ваши самые незначительные реакции в течение дня, рассматриваемые с этой точки зрения, дадут необходимые результаты. Продолжайте ваше само-исследование с этими новыми соображениями и не поддавайтесь нетерпению, так как для этого потребуется время и расслабленное усилие.

Возвращение домой

И напоследок: разница между Истиным Я и Идеализированным Я не в количестве, а в качестве. Так у этих двух Я является различной изначальная мотивация. Ее нелегко заметить, но когда вы осознаете требования, противоречия и причинно-следственные связи, разница в мотивации постепенно станет вам ясна.

Еще один важный элемент – это время. Идеализированное Я хочет быть идеальным, согласно его специфичным требованиям, прямо сейчас. Настоящее Я знает, что это невозможно, и не страдает от этого.

Конечно, вы не идеальны. Ваше нынешнее Я, это совокупность всех составляющих вас элементов на данный момент. Естественно в вас есть эгоцентричность, но если вы ее признаете, тогда вы сможете с ней управляться. Вы научитесь понимать ее и, как следствие, уменьшать ее с каждым новым осознанием. Тогда вы по-настоящему испытаете истину, что чем более вы эгоцентричны, тем менее уверенными в себе вы можете быть. Идеализированное Я верит в противоположное. Его запросы на совершенство мотивированы чисто эгоцентричными причинами, и эта самая эгоцентричность делает уверенность в себе невозможной.

Возвращение к себе настоящему – это величайшая свобода возвращения домой. Выражение “возвращение домой” часто использовалось в духовной литературе и учениях, но часто было неверно понято. Оно часто истолковывалось, как возвращение в духовный мир после физической смерти. Но возвращение домой имеет гораздо более глубокий смысл. Вы можете умирать раз за разом, проживая одну земную жизнь за другой, но пока вы не нашли свое Настоящее Я, вы не сможете вернуться домой. Вы будете потерянными и так и останетесь потерянными, пока вы не найдете дорогу в центр своего существа. В то же время, вы можете найти ваш путь домой здесь и сейчас, пока вы еще в теле. Когда вы разовьете смелость стать своим Настоящим Я, даже если оно будет казаться намного меньшим чем Идеализированное Я, вы обнаружите, что оно намного больше. Тогда вы обретете покой, будучи дома внутри себя. Тогда вы обретете безопасность. Тогда вы начнете функционировать как целостное человеческое существо. Тогда вы сломаете кнут надсмоторщика, которому невозможно подчиняться. Тогда вы узнаете, что на самом деле означают покой и безопасность. Вы раз и навсегда перестанете искать их неверными способами.

Теперь, дорогие мои, каждый из вас, примите нашу любовь, силу и наши благословения. Будьте в покое, будьте в Боге.

Перевод – Алексей Нечаев

Перейти к Главе 9 “Не бойся Никакого зла” (Ева Пьерракос)

При копировании материалов с сайта, указывайте, пожалуйста ссылку на сайт.

Комментарии

Комментарии