Путь сердца, это Джняна йога – йога знания.

Его основа – это самоисследование. Обнаружение до сей поры скрытых в нашем подсознании элементов – чувств, поведения, тенденций, реакций, убеждений, взглядов и верований, которые нарушают в той или иной степени нашу целостность и духовный закон, обнаружение импринтов и отпечатков из прошлого, искажающих наше восприятие, обнаружение до поры скрытого нашего Низшего Я – нашей тени, которая намеренно держится за деструктивное поведение.

Через осознание этих элементов, глубокое понимание их негативных эффектов и истоков и самоконфронтацию, мы можем постепенно их трансформировать и проявить новое конструктивное поведение, согласованное с духовным законом и нашей настоящей природой.

Поможет нам в этом практика Пути сердца. Ниже я приведу некоторые элементы практики, хотя она может и варьироваться от человека к человеку.

Самостоятельное освоение знаний, посредством чтения лекций и книг.

Лекции и книги Евы это тело Учения, они дают нам направление и раскрывают механизмы работы нашей психики и духовные законы. Но также в них Гид часто говорит, что простое чтение, не даст никаких результатов, а будет лишь интеллектуальным ознакомлением с концепциями. Он повторяет, что те знания, с которыми мы знакомимся должны быть применены к нашей личной ситуации. Поэтому чтение лекций и книг может отличаться от того, как мы обычно ознакамливаемся с новой информацией. Дает результаты вдумчивое чтение с остановками, медитацией и применением новых концепций к себе и своей жизни.

Группы изучения

Материал не простой к освоению, как и язык, который использовала Ева. Поэтому изучение также часто делается в группе, когда книги или лекции читаются и обсуждаются совместно на регулярной основе. Это так называемые Группы изучения (Study groups) В группах изучения материал усваивается лучше, есть возможность поделиться своим опытом, послушать опыт других.

Лекции, сатсанги

Лекции учителей и тех, кто проверил знания на своем опыте это отличный способ получить и усвоить новую информацию. Автору этого сайта, например, повезло познакомиться с учением именно таким образом, а затем уже с помощью остальных способов.

Самонаблюдение

Основа метода – это развитие “любящего и сострадательного” наблюдателя. В течение дня, мы развиваем в себе часть, которая наблюдает за нашими проявлениями, реакциями, поведением и мыслями. Наблюдает, не критикуя и осуждая, а объективно и честно отмечая то что происходит внутри нас. Развитие объективного наблюдателя это постоянный процесс. Но именно он дает нам результаты – именно через такое наблюдение нам становятся видны те, ранее незаметные нюансы нашего внутреннего устройства. И именно развитый наблюдатель позволяет нам отследить запуск деструктивной программы или импринта и остановить его.

Ежедневный дневник наблюдений

Мы заводим дневник, в котором делаем 2 колонки. Каждый день в конце дня, мы уделяем этой практике 5-10 мин. Мы просматриваем весь наш день, начиная с утра. Если мы находим какое-то событие, в котором была некая дисгармония, негативное чувство, эмоция или внутренний дискомфорт, то мы довольно кратко описываем событие в одной колонке, а в другой мы пишем то чувство или эмоцию, которая возникла и сделанные нами выводы. Стараемся писать кратко и не отвлекаться на детали.

Например: “Делал сайт, был увлечен. Вошла подруга, настойчиво попросила прерваться и решить с ней бытовые вопросы  /  Почувствовал – раздражение, негодование. Мысли: Меня обрубают, не дают покоя. Вторгаются в личное пространство.”

Это один из основных и важных элементов практики, который Гид часто упоминает в своих лекциях. Он помогает нам развивать наблюдателя, а также обнаружить паттерны – повторяющиеся ситуации и наши на них реакции, объединив которые и найдя их единый деноминатор, мы можем понять природу наших импринтов – отпечатков в психике, вследствии нашего прошлого. Поняв содержание и природу наших импринтов, мы можем постепенно их расстворить.

Подробнее о ведение дневника читайте в Не бойся никакого зла – Глава 4 – НАХОЖДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Аналитическая медитация

С помощью этого инструмента мы наводим порядок во внутреннем мире – мы осознаем и разбираемся в наших чувствах и внутренних противоречиях в настоящем, осознаем причинно-следственные связи настоящего с прошлым, осознаем наши неверные убеждения и их корни, проживаем боль и разочарование, находим нашу привязанность к Низшему Я, к деструктивности и наше удовольствие от нее, находим отрицание и наши настоящие нужды, расстворяем импринты прошлого.

Аналитическую медитацию хорошо делать, когда в нас уже присутствуют какие-то эмоции, мы спровоцированы внешней ситуацией и наша эмоциональная часть на поверхности.

Для аналитической медитации хорошо иметь пространство, где нас никто не потревожит и мы сможем пойти в наши чувства и выразить реакции нашего внутреннего ребенка. Мы садимся, закрываем глаза и погружаемся в беспокоющую или дисгармоничную ситуацию (перед этим можно также сделать запрос-молитву к нашему Высшему Я, помочь нам и вывести на поверхность весь материал, который нам нужно увидеть). Далее мы выражаем чувства внутреннего ребенка, погружаемся нашим умом глубже и выделяем элементы, которые задействованы в ситуации, на что идет реакция, какие есть внутренние убеждения и т.п. В какой-то момент мы можем пойти нашим умом из настоящей ситуации в прошлое, вплоть до детства в поисках корней проблемы, истоков верований, и чтобы прожить до конца боль внутреннего ребенка.

Карты сознания и те элементы на которые мы можем обратить внимание в аналитической медитации мы подчерпываем из лекций Гида.

Медитация наблюдения тишины

Эта медитация развивает нашу осознанность и способность замечать наши мысли и чувства в повседневной жизни и не реагировать на неконструктивные импульсы наших импринтов и Низшего Я.

Садимся с прямой спиной. Закрываем глаза, успокаиваемся. Фокусируем внимание в точке межбровья. Начинаем наблюдать тишину. Если возникает мысль, то мы спокойно наблюдаем ее и отпускаем и возвращаемся к наблюдению тишины. Продолжаем в этом духе и делаем медитацию в течении заранее установленного времени.

В этой медитации важно не бороться с мыслями, так как напряжение приводит к еще большей беспокойности ума, а спокойно принимать их появление и возвращаться к технике. В иные дни мыслей может быть очень много и ум может быть сильно беспокойным, в таких случаях мы принимаем и это состояние, соглашаемся с этой беспокойностью и продолжаем технику.

Медитация с мантрой

В этой медитации мы развиваем концентрацию, способность успокаивать ум, а также устанавливаем контакт с божественными вибрациями нашего Высшего Я.

Садимся с прямой спиной. Закрываем глаза и успокаиваемся. Фокусируем наше внимание в точке межбровья. Начинаем мысленно повторять мантру, фокусируя все наше внимание на ней. Если возникают мысли, мы их позволяем, спокойно отпускаем и возвращаем наше внимание к мантре.
Продолжаем в течении заранее установленного времени.

В те дни, когда очень тяжело сфокусироваться, мы можем переключиться с мысленного повторения мантры, на повторение шепотом, или вслух.

Чувствовать чувства, эмоции, боль

Так уж повелось, что в нас еще есть непрожитая боль, подавленные эмоции и неосознанные чувства. Эти элементы – как клей, который скрепляет наши подсознательные программы, импринты и держит некоторые наши части отделенными от целого. Чтобы не сталкиваться с этими чувствами, мы выработали различные защитные механизмы – мы держим наше сердце закрытым, чтобы эти чувства не были вновь затронуты, мы прибегаем к онемению – теряя способность чувствовать и потакаем различному компульсивному поведению, чтобы отвлечься. На Пути сердца мы должны открыться встречи с этой болью и подавленными эмоциями, мы должны пойти в нее. Это бывает неприятно и тяжело, но проживая и выражая эти чувства, мы высвобождаем жизненную энергию, которая была зажата внутри нас, а так же у нас появляется возможность переосмыслить некоторые вещи и изменить наши негативные убеждения.

Обращение к своему Высшему Я, молитва

В Лекциях Гид часто говорит, что мы не можем проделать эту работу в одиночку. Нам нужна помощь нашего Высшего Я. С помощью молитвы, мы можем обращаться к нему за ней. В таких случаях мы просим показать нам те элементы нашего внутреннего мира, которые являются причиной дисгармонии. Мы просим показать нам, в чем наша ответственность в сложившейся ситуации. И мы должны реально хотеть увидеть, как мы сами создаем то, что нас не устраивает в жизни, мы должны просить показать нам нашу ответственность, даже если это может ранить нашу гордыню и тщеславие.
Если мы цельны в этой молитве и хотим этого всем сердцем, то ответ придет и мы увидим ранее неосознанные элементы.

Терапевтические группы

Это группы для совместной работы, согласно предложенному методу, где мы выходим из защит идем в правду, делимся своей работой, получаем отзывы других. Здесь мы уже не просто читаем и обсуждаем лекции, а работаем со своими жизненными ситуациями и участвуем в групповой динамике.

Курсы, семинары

Здесь мы можем пойти в самостоятельную или групповую работу, получить знания и опыт, новые осознания и возможность трансформировать некоторые из наших импринтов. Мы ведем индивидуальную работу, но в то же время хорошо время от времени делать групповую работу, тк в ней у нас есть возможность глубже пойти в процесс и спровоцировать изменения. В групповых практиках мы получаем опыт Пути сердца и более глубокое понимание о чем таки идет речь.

Работа с терапевтом

Такая работа может быть как в виде консультаций, так и программ в виде нескольких сессий и встреч. В Лекциях Гид говорит, что если мы можем открыться хотя бы одному человеку и пойти в нашу уязвимость, то это часто дает большое облегчение и инсайты, к которым у нас в одиночку не было доступа. Мы зачастую сильно вовлечены в свой процесс, и эта вовлеченность не позволяет нам видеть картину объективно, мы склонны сильно преувеличивать одни вещи и не замечать другие. Поэтому работать и делиться с другими это отличное подспорье на этом пути.

Путь сердца – Лекции/книги